Войти / Регистрация
Назад Назад

Рекомендации организаторам торгов при продаже бизнеса аукционным методом

Аватар пользователя

Автор Александр Фогель

95 (+12)

Определение стоимости бизнеса - интересная сложная и нетривиальная задача. В рамках данной статьи, бизнесом будем называть деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. Это значит, применительно к электронной бирже Robin: бизнес - это объекты недвижимости и/или интеллектуальной собственности, вне зависимости от формы собственности, способные приносить доход в течение требуемого промежутка времени. Цена на бирже определяется предложениями участников, которые исходят из своего понимания текущей стоимости будущих выгод от функционирования Бизнеса. 

Всвязи со спецификой российской экономики, к бизнесу можно отнести не только акции и их доли в акционерных обществах, но и отдельные объекты недвижимости, имеющие долгосрочные договора аренды; проекты для реализации с проработанной документацией; франшизы и различные объекты интеллектуальной собственности. Данная статья написана в помощь собственникам и посредникам, которые планируют выставить свой бизнес на продажу аукционным методом. Покупателям также не помешает знать, на что стоит обратить внимание при инвестировании. Упаковка предложения -достаточно кропотливый труд. В отличие от продажи объектов недвижимости, при продаже или покупке бизнеса необходимо учитывать стоимость нематериальных активов. А при необходимости покупки Юридического лица необходимо провести процедуру составления объективного представления об объекте инвестирования (Due Diligence), включающую в себя оценку инвестиционных рисков, независимую оценку объекта инвестирования, всестороннее исследование деятельности компании, комплексную проверку её финансового состояния и положения на рынке. Процедура достаточно затратная по времени и ресурсу, проводится при высоких стоимостях бизнеса или решению сторон.

Для определения начальной стоимости бизнеса желательно сделать отчет независимого оценщика. Он сделает много полезного, собрав воедино все, что входит в лот, изучит и опишет рынок и его тенденцию, конкурентов, обоснует свое мнение о стоимости, возможно, отличное от мнения собственника.

Доход от бизнеса, как и от недвижимости, может извлекаться непосредственно от деятельности и от изменения стоимости актива. Поэтому Важно понимать и донести до покупателя тенденции рынка хотя бы на период срока окупаемости проекта. То есть, если вы продаете бизнес за 1Мл и заявляете о ежемесячной прибыли в 100К, вы должны убедить вашего покупателя в позитивной динамике рынка, как минимум, в течение года, при полной амортизации бизнеса. Исходя из объема средств, необходимых для выхода на рынок, требований к доходности можно сформировать портрет потенциального инвестора для более точной настройки рекламной кампании.

Для определения стоимости бизнеса используют несколько подходов: сравнительный – сравнить продажи подобных компаний. Этот метод для бизнеса мало применим, в связи с отсутствием такой информации в открытом доступе. Следующий метод Затратный – определяет стоимость, исходя из цен на создание подобного актива. К примеру, если вы решили продать строительную компанию и знаете, что вам это обошлось в 300К и полгода времени, то необходимо найти клиентов у которых этого времени нет, а максимальная цена составляет 300К + стоимость выполняемых подрядов за полгода, минус премия за управление.

Доходный – основывается на требовании к доходности на капитал. Предположим Ваш бизнес приносит 50К в месяц, и вы выставили его за 2Мл. Следовательно вам необходим покупатель с требованием к доходности 50*12/2= не выше 30%. Либо вы оставите возможность понизить стоимость при торге.

Кроме срока окупаемости, доходности, необходимого объема средств для приобретения бизнеса, возможно, потребуются средства на ремонт, реконструкцию, вложение в интеллектуальную собственность, содержание, налоги и множество других статей бюджета, которые необходимо учесть при знакомстве с Лотом.

Утрированные примеры, приведенные в статье, призваны обратить внимание организатора торгов на необходимость подробного описания Лота, финансового обоснования целесообразности инвестирования для успешного поиска потенциальных инвесторов и проведения аукциона.